Система измерителей выпуска и реализации продукции.
Цель анализа: Разработка путей и обоснование управленческих решений по оптимизации объемов и структуры выпускаемой продукции Анализ объемных показателей производства призван:
Схема анализа (упрощенно вписывается в баланс товарной продукции):
Реализация = остатки нереализованной продукции на начало периода + выпуск продукции - остатки нереализованной продукции на конец периода. В финансово-экономическом анализе в основном используются стоимостные измерители объема выпуска продукции. Для детализации анализа применяются также натуральные, условно-натуральные и трудовые измерители объема. Любой измеритель может быть представлен как произведение значения натурального показателя на коэффициент "взвешивания". Последний конструируется в зависимости от целей измерения, целесообразности применения тех или иных показателей, отраслевых и др. особенностей объекта анализа. Анализ производства продукции в натуральном выражении образует основу анализа стоимостных показателей выпуска продукции. Среди стоимостных показателей различают: 1) полностоимостные, включающие в себя все составляющие цены продукции, и 2) элементностоимостные, т.е. включающие только часть составляющих элементов цены. Полностоимостные - это валовая и товарная продукция.
|
Анализ состава и структуры продукции.Состав продукции анализируется по различным группировочным признакам. Наибольшее практическое значение имеют следующие признаки: - по времени освоения продукция различается на сравниваемую и несравниваемую (новую и прочую) Сравниваемая - та, которая выпускалась в предыдущем периоде. Несравниваемая - (новая) как правило, принципиально новая для данной отрасли продукция; - по видам и назначению различается основная продукция, товары народного потребления, другие виды продукции; - по видам договорных обязательств выделяется гос. заказ и продукция, выпускаемая в соответствии с прямыми договорами с другими предприятиями; - по сортности (высший, первый, второй...); - по соответствию специализации производства: соответствующая или несоответствующая профилю предприятия; - по используемым материалам: из полноценного сырья, из отходов, вторичного сырья. В анализе структуры продукции используются понятия: номенклатура (перечень наименований продукции) и ассортимент (тот же перечень, но с указанием количества по каждому виду продукции). При анализе выполнения плана по ассортименту рекомендуется использовать показатели ассортиментности: 1. Наименьший процент За обобщающий показатель принимается наименьший из индивидуальных процентов выполнения плана по отдельным позициям. 2. Сумма процентов невыполнения плана всех заданий. 3. За обобщенный показатель выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) принимается удельный вес числа позиций, по которым план выполнен и перевыполнен к общему числу позиций номенклатуры. 4. Средний процент. Обобщающим показателем выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) считают средний процент ассортиментности, который подсчитывается следующим образом: в счет выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) принимается стоимость планового выпуска по тем позициям, по которым план выполнен и перевыполнен и стоимость фактического выпуска по тем позициям, по которым план не выполнен. Получаемый в результате этих подсчетов итог сравнивается со стоимостью планового выпуска продукции.
|
|
© kovshovzh |