Сравнительная характеристика видов анализа
Область сравнения
|
Финансовый анализ
|
Управленческий анализ
|
- Пользователи
информации
|
Внутренние, сторонние, заинтересованные
|
Руководители предприятий
|
2. Объекты анализа
|
Предприятие как единое целое
|
Предприятие, как целое, так и его различные структуры
|
3. Источники информации
|
Формы бухгалтерской отчетности
|
Комплекс экономической информации
|
4. Единицы измерения для расчета показателей
|
Денежная форма
|
Любые направления и денежные единицы
|
5. Периодичность анализа
|
Составление отчетности (год, квартал)
|
По мере необходимости
|
6. Доступность
информации
|
Общедоступна
|
Строго конфиденциальна
|
Финансовый анализ
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Субъекты финансового анализа:
- Непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации:
- Собственники предприятия,
- Заимодавцы (банки и прочие),
- Поставщики,
- Клиенты (покупатели),
- Налоговые органы, персонал и руководство предприятия.
- Опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но по договору должны защищать интересы 1-ой группы потребителей информации. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
Методика финансового анализа включает 3 взаимосвязанных блока:
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия,
- Анализ финансового состояния предприятия,
- Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основные этапы финансового анализа
- Подготовка отчетности к анализу, определение целей анализа,
- Экспресс-анализ финансового состояния и финансовых результатов, оценка качества информации,
- Комплексный полный анализ финансового состояния и финансовых результатов.
Для достижения целей финансового анализа используются различные методы. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения финансовых отчетов или основные виды (методы)финансового анализа.
- Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предшествующим периодом.
- Вертикальный (структурный) анализ- определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
- Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. Ведется перспективный, прогнозный анализ.
- Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
- Сравнительный (пространственный) анализ:
- Это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений,
- Межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.
- Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин0 на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.