Качество продукции — один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.
«Качество - это расчетная способность товара выполнять свои функции».( Котлер Ф.)
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (Любушин). В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства: параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Задачи анализа: 1. Оценивается технический уровень продукции. 2. Выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным. 3. Анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки. 4. Выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции. 5. Обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами аналогичной техники. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.
Показателем качества называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Различают: - единичные показатели, характеризующие одно из его свойств; - комплексные, характеризующие несколько свойств; - обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции. -косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции :
· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.; • надежность (долговечность, безотказность в работе); • технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.); • эстетичность изделий.
Обобщающие показатели: удельный вес • новой продукции в общем ее выпуске; • сертифицированной и несертифицированной продукции; • продукции, соответствующей мировым стандартам; • экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки. Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
К экономическим показателям качества относятся: - удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому); -экспортируемой продукции, в т.ч. в высокоразвитые промышленные страны; - объем забракованной продукции; - количество рекламаций и стоимость зарекламированной продук- ции; - сдача дефектной продукции и др. Эти показатели характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Показатели качества анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.
|
|
© kovshovzh |