Качество продукции — один из основных факторов, способ­ствующих росту реализации продукции. Это основной показа­тель конкурентоспособности выпускаемой продукции и пред­приятия.

 

 «Качество - это расчетная способность товара выполнять свои функции».( Котлер Ф.)

 

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (Любушин).

В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства: параметрические, потребительские, технологиче­ские, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартиза­ции и унификации.

Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру.

Задачи анализа:

1. Оценивается технический уровень продукции.

2. Выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным.

3. Анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки.

4. Выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции.

5. Обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

 

Технический уровень оценивается путем сопоставления тех­нико-экономических показателей изделий с лучшими отечест­венными и зарубежными образцами аналогичной техники. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

 

По­казателем качества называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Различают:

- единичные показатели, характеризующие одно из его свойств;

- комплексные, характеризующие несколько свойств;

- обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции.

-косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции :

 

·  полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.;

•  надежность (долговечность, безотказность в работе);

•  технологичность, отражающую эффективность конструк­торских и технологических решений (трудоемкость, энер­гоемкость и т.п.);

•  эстетичность изделий.

 

Обобщающие показатели: удельный вес

•  новой продукции в общем ее выпуске;

•  сертифицированной и несертифицированной продукции;

•  продукции, соответствующей мировым стандартам;

•  экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

 

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовле­ния, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками ин­формации могут быть патенты, нормативно-техническая доку­ментация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи про­дукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства про­дукции, и методов расчета их количественной оценки.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: опре­деляется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится про­цент выполнения плана по качеству.

 

К экономическим показателям качества  относятся:

- удельный вес продукции,  отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому);

-экспортируемой продукции, в т.ч. в высокоразвитые промышленные страны;

- объем забракованной продукции;

- количество рекламаций и стоимость зарекламированной продук-     ции;

- сдача  дефектной продукции и др.

Эти показатели характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

 

 

Показатели качества анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

 

 

© kovshovzh

Сделать бесплатный сайт с uCoz