Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

 

 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, работ, услуг. Поэтому следует более подробно изучить динамику и выполнение плана по прибыли от реализации  (продаж). Основные факторы, влияющие на прибыль от реализации, представлены на рис.

Количественно можно рассчитать влияние на прибыль основных факторов первого порядка. Могут быть использованы разные методики, например:

P = ∑ K (Z – C),                                                                                            (2)

P- прибыль от продаж 

K- количество реализованной продукции

Z – цена продукции,

C – себестоимость реализованной продукции.

 

 Рис.3. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от операционной деятельности

 

Все многочисленные хозяйственные факторы при анализе группируются следующим образом:

-          изменение  объема  реализованной продукции;

-          структурные сдвиги в составе РП (при различном уровне рентабельности отдельных изделий);

-          изменение себестоимости (в том числе производственной себестоимости и внепроизводственных расходов);

-          изменение цен на продукцию.

 

1 вариант

Таблица 1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от

реализации товарной продукции

Показатели

по плану

по плану на факт. реализованную продукцию

фактически

сумма

условное обознач.

сумма

условное обознач.

сумма

условное обознач.

1. Выручка от реализации

19556

 

19730

 

19735

 

2. НДС, акцизы

1306

 

1256

 

1260

 

3. Полная себестоимость РП

15999

 

16245

 

16123

 

4. Прибыль от реализации (стр.1-стр.2-стр.3)

2251

 

2229

 

2352

 

 

 

Как видно из таблицы 1, фактическая сумма прибыли от реализации ТП превысила плановую на 101 тыс.руб. Определим влияние факторов, обусловивших перевыполнение плана по прибыли.

Расчеты производятся следующим образом.

1. Изменение объема РП

При прочих равных условиях прибыль тем больше, чем выше уровень выполнения плана по объему реализации продукции.

Сумму прибыли от изменения объема реализации продукции определяют  посредством умножения величины плановой прибыли на процент перевыполнения плана реализации ТП и деления полученного произведения на 100.

В экономической литературе встречаются расхождения в подходах к определению влияния этого фактора в части оценки объема РП (только для расчета факторов изменения прибыли): по плановой себестоимости или по отпускным ценам.

а)

б)

Различия в оценке объема РП приводят к значительным отклонениям в определении влияния  на прибыль факторов  «изменение объема реализованной продукции», «изменение структуры реализованной продукции». Наиболее точные результаты расчета факторов дает оценка объема реализации по плановой себестоимости.

В нашем примере:

а)

б)

В вязи с этим дополнительно получена прибыль

а)

б)

Такой рост прибыли за счет увеличения объема реализации продукции следует поставить в заслугу предприятия.

 

2) Структурные сдвиги в составе продукции

Изменение структуры продукции сказывается на величине прибыли потому, что рентабельность отдельных изделий неодинакова.

В теории и практике аналитической работы известны несколько способов расчета влияния этого фактора. Рассмотрим один из них.

1) определяется прибыль по плану в условиях фактической структуры и ассортимента и фактического объема реализации – «» =  2229 тыс.руб.

2) прибыль в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана по реализации

 

а) 2251*101,23/100=2278,69 тыс.руб.

б) 2251*101,54/100=2285,67 тыс.руб.

 

3) следовательно, прибыль за счет  структурных сдвигов изменилась на

 

а)

б)

В данном случае повышение удельного веса изделий с рентабельностью ниже средней привело к снижению прибыли.

Иногда рассчитывают влияние данного фактора сальдовым способом, который можно использовать для проверки расчета по предыдущей методике.

 

а)

б)

 

3) Изменение себестоимости РП

Влияние данного фактора определяется сопоставлением показателей фактической себестоимости с плановой того же (фактического) объема продукции

 

В нашем примере

 

 

При анализе определяется раздельное влияние производственной себестоимости и коммерческих расходов, формула расчета та же.

В полученных таким образом суммах нашли отражение и имевшие место изменения цен по сравнению с планом на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на энергию. Так как этот фактор является не зависящим от предприятия, то целесообразно выделить его как самостоятельный.

 

4) Изменение цен на продукцию

Влияние данного фактора  рассчитывается путем определения разницы между показателями отчетной и плановой выручки от реализации фактически произведенной ТП.

 

 

Влияние на величину отклонений фактической прибыли от плановой  рассмотренных выше факторов обобщим:

а) 27,69 – 49,69 + 122 + 1 = 101 тыс.руб.

б) 34,67 - 56,67 + 122 + 1 = 101 тыс.руб.

 

2 вариант.

Факторный анализ прибыли

1) Изменение объема РП

 

 

2) Изменение структуры РП

 

 

 

3) Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

 

4) Экономия от снижения себестоимости продукции

 

-себестоимость РП отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.

-себестоимость РП отчетного периода в ценах базисного периода.

5) Изменение цен на материалы и тарифы на услуги

 

6) Изменение отпускных цен  на продукцию (как  и в 1-м варианте).

 

 

3 вариант

, где N без налогов

 

 

1)     

2)     

 

© kovshovzh

Сделать бесплатный сайт с uCoz