Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид:
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности продаж по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности продаж и инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
|
Факторный анализ рентабельности продукции
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства и реализации. Такими показателями являются рентабельность произведенной (товарной) и реализованной продукции, рентабельность единицы отдельных изделий и их групп. Показатели рентабельности продукции характеризуют финансовые результаты и эффективность работы предприятия в относительных величинах (процентах, коэффициентах), поэтому обязательно анализируются при оценке состояния его финансов. На уровень рентабельности продукции влияют структура и себестоимость продукции, в том числе изменение цен на сырье и материалы, отпускных цен на продукцию и прочие факторы. Методика расчета факторов изменения рентабельности реализованной продукции представлена в таблице ( ). Таблица Факторный анализ рентабельности продукции
Большое значение в практической деятельности имеет изучение рентабельности отдельных изделий и отдельных групп изделий, поскольку в показателях рентабельности товарной и реализованной продукции нивелируется прибыльность (убыточность) конкретных видов продукции. Поэтому показатели рентабельности отдельных видов или групп продукции являются важнейшими ориентирами при выборе вариантов производственной программы. Рентабельность единицы продукции (Ri) определяется отношением разности между отпускной ценой (Zi) и себестоимостью (Si) к себестоимости отдельного изделия. ( )
Влияние уровня рентабельности отдельных видов изделий и структуры реализованной продукции на общий уровень рентабельности продукции можно рассчитать по формуле
( ) где Yi- удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации.
Влияние факторов изменения себестоимости и отпускных цен на уровень рентабельности изделия можно рассчитать способом цепных подстановок. Таблица Исходные данные для анализа рентабельности изделия
Расчет факторов: 1) влияние на уровень рентабельности изделия отпускных цен на продукцию (DRi(z)) DRi(z) = Ri" - Ri0; 2) влияние на уровень рентабельности изделия его себестоимости (DRi(s)) DRi(s) = Ri1 - Ri". Поскольку основным фактором повышения рентабельности изделия является снижение себестоимости его изготовления, главное внимание должно быть уделено анализу причин ее изменения по статьям калькуляции, одновременно целесообразно уделить внимание изучению правильности формирования цен.
|
|
© kovshovzh |